А еще в изделиях ОАО "Белхудожкерамика" ценитель всегда ощутит тепло рук и свет души мастеров, их выполнивших
До знакомства с участками производства I ОАО
"Белхудожкерамика" не представлял, как можно механизировать, поставить
на конвейер такое деликатное и тонкое дело, как гончарное. Однако же
прогресс не стоит на месте. В Радошковичах, по существу на единственном
в республике подобном предприятии, за последние год-полтора появилось
много новшеств, о которых в прежние времена могли только мечтать, Адрес
этих нововведений и преобразований подсказал управляющий делами
Президента Республики Беларусь Николай Домашкевич, в чьем ведении
находятся художественные промыслы страны. Впрочем, вышестоящему
ведомству принадлежит и сама идея модернизации, технического обновления
предприятия.
- В программе развития малых и средних городских поселений наш проект
перевооружения был рассчитан на 790 миллионов рублей, - уточняет
заместитель директора по производству Светлана Каховская, - однако после
посещения в прошлом году завода управляющим делами было дано согласие
на увеличение инвестиций до 1200 миллионов.
Предприятие не обновлялось со времени пуска в строй в 1976 году.
Изрядно изношено все оборудование. Но в один момент все не изменить,
поэтому решили действовать поэтапно, точечно. Выбирая, что на сегодня
главнее всего. А начали, как говорится, со старта производственного
процесса: отделения заготовки глиняной массы. Оно сдерживало дальнейшие
стадии, влияло на качество конечной продукции. Теперь многие проблемы - в
прошлом. Приобретены мембранные насосы, вибросита, пропеллерные
мешалки. В итоге масса на формовку подается намного лучше
приготовленной. Хотя о полном переоснащении отделения говорить еще рано.
Вторая ступень - механизация участка формовки. Здесь установлены
полуавтоматические линии, которые позволяют повысить производительность
труда, снизить трудозатраты, а значит, уменьшить себестоимость и снизить
цену изделий. Не остался без изменений и обжиг изделий: две новые
электрические камерные печи позволяют производить теперь заключительную
стадию обработки изделий при более высокой температуре.
А
это улучшение качественных характеристик товара и вместе с тем
экономия электроэнергии. Технические инновации расширили диапазон для
творчества. И ассортимент стал более разнообразным. Сейчас в месяц на
предприятии выпускается около 300 наименований изделий: ваз, кашпо,
декоративных композиций, скульптур, посуды во множестве вариаций, в том
числе местного радошковичского бренда - горшков для тушения, а также
различной декоративной пластики. - Обновление ассортимента ощутимо, -
поясняет Светлана Каховская. - За год наши художники разработали 435
образцов, в производство внедрено свыше 300. Но в зависимости от спроса
на рынке, на который мы оперативно реагируем, меняется и номенклатура. В
настоящее время, например, меньше выпускаем цветочных горшков, а
больше посуды, декоративных миниатюр. Учитывая тенденции моды, стали
выпускать тарелки прямоугольной формы.
Современный белорусский рынок керамикой не скуден. Приходится
конкурировать если не с итальянцами, с изысканными, эксклюзивными и
дорогими предложениями, то уж точно с китайцами, вьетнамцами, усердно
наполняющими торговые ряды всем и вся, часто не беспокоясь о качестве
товара. "Белхудожкерамика" же использует качественное, экологически
чистое сырье и материалы. Тем не менее конкурентная борьба вынуждает
держать ухо востро. Сейчас ведь выпустить продукцию полдела, главное -
ее реализовать. Кстати, эта часть производственной программы тоже
отмечена некоторыми преобразованиями. Установлена упаковочная машина для
индивидуальной и групповой упаковки изделий в усадочную пленку.
Закуплено три автомобиля
для доставки продукции потребителям в значительно больших объемах. Что
же в результате? Если до прошлого года предприятие несколько лет
снижало объемы производства, то теперь эта негативная тенденция наконец
переломлена.
Около 12 процентов прироста в 2008 году - это ступенька ступив на
которую керамисты должны постепенно пойти вверх. - Для нас важно
полностью задействовать все производственные мощности предприятия в
Радошковичах, - делится планами генеральный директор ГПТО
"Белхудожпромыслы" Управления делами Президента Республики Беларусь
Валерий Грибанов. - Для этого предстоит найти еще один выгодный вид
производства, чтобы в последующем в общем объеме керамическая продукция
занимала около 60 процентов, а 40 - нечто другое.
Предстоит решить и ряд других неотложных дел. В их числе -
доукомплектование коллектива грамотными кадрами, совершенствование
маркетинга, поиск рынков сбыта, включая развитие уже начатых контактов с
Санкт-Петербургом, Москвой, Калининградом, Литвой. На это и нацелен
новый директор Юрий Кацнельсон, который верит, что нынешний год должен
стать здесь переломным. Николай КОРОЛЬ, "Р" На снимках: гончар Иван
БУРА; ведущий художник Леонид ГРИЦКОВ и заместитель директора по
производству Светлана КАХОВСКАЯ в комнате образцов;
формов-щице-оправщице Татьяне АНСИЛЕВСКОЙ доверена современная машина.
|